Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Паруса для дедушки русского флота
с гитарой
larichev


Ботик Петра I «Святой Николай»

Авторский проект строительства
полномасштабной действующей копии исторического судна


1967 год

Зал ожидания крохотной железнодорожной станции. Мне 6 лет, и мы едем в гости к Маминым родственникам. Осень и ночь на исходе, поезда все нет, очень зябко и хочется спать. Напротив, метрах в четырех, сидит морской офицер в фуражке и черной шинели. Я смотрю на него и не могу оторвать взгляд, хочется спать… Я все же проснулся, когда Отец, стараясь не разбудить, бережно снимал меня с колен моряка. Позже Мама рассказывала, как я спящий прошел эти четыре метра и свернулся калачиком на офицерской шинели. Это было прикосновение к морю...

2016 год

Меня зовут Александр Бойцов. Сейчас мне 55, у меня своя семья, дети и даже есть внук). Я живу в Томске - в старинном сибирском городе. Трудно найти место на земле так далеко расположенное от ближайшего моря. Между тем, Ботик Петра строится.

Идея строительства реплики Ботика Петра I «Св. Николай» зрела и вынашивалась долго. К началу 2000-ых сформировалось четкое понимание Зачем мне это? Как это воплотить? и Что я с этим буду делать дальше? Так и началось.





1. НАЧАЛО. Запуск официального сайта проекта

2000 - 2005 гг. – Этот отрезок вобрал раздумья, подготовку, поиски и обработку доступной информации по предмету - Библиотеки, письма, запросы в архивы и музеи, знакомства с интересными людьми, телефонные разговоры, поиски в сети…


Отправной точкой в работе послужили Обмерные Листы, полученные по запросу из Центрального Военно - Морского музея (ЦВММ, СПб). Впоследствии были поездки к оригиналу, проведены контрольные промеры и его и Реплики, хранящейся в Ботном доме в Петропавловской крепости (СПб). В общем работа двинулась полным ходом и, как результат, был собран большой архив информации и фотоматериалов. Это навело на мысль о необходимости создания интернет-ресурса, повествующего о легендарном судне. Решение было принято и с 1 января 2006 года, в сети появились первые странички.

Сейчас это полноценный, информационно-наполненный ресурс с несколькими разделами, работаю над ним и по сей день. Один из них в режиме реального времени рассказывает о ходе строительства полномасштабной реплики. Опубликовано очень много детальных фото со строительства. Добро пожаловать в гости! Буду Вам очень рад!



Собственно, этот абзац и есть ответ на первый вопрос – Зачем мне это?
Непреодолимая тяга прикоснуться руками к кусочку живой истории. Прикоснуться через дело. И конечно рассказать об этом, а когда есть еще и что показать – рассказ будет более убедительным!

2. ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

Конструкторская часть проекта, заняла полтора года, многое было впервые, многому пришлось учиться – отдельные вопросы порой просто загоняли в тупик) – на это появилась отдельная полка со старинными (и не очень) книгами, чертежами, таблицами. Читал, считал, учился, чертил днями и ночами, все время не отпускала мысль – как люди обходились раньше без компов? Пред ними шляпу снять мало!)



Время потратил не зря, результатом стал детальный пакет конструкторской документации с рабочими чертежами и спецификациями. Более 60-и листов гнали прочь любые сомнения).

3. НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА

Сейчас трудно поверить даже мне, но факт остается фактом - в небольшой мастерской, которую я соорудил в коридоре на 5 этаже 9-и этажки, были изготовлены все элементы набора судна – килевая балка, шпангоуты и штевни, рангоут, дельные вещи и предметы снабжения. И только мачта не прошла по габаритам) К слову, гик, например, равно как и киль, увидели улицу только через балкон на тросе – иначе не вписывались в коридорные повороты.




Работа заняла много времени, немалого терпения и освоения всяческих навыков и приемов, с которыми доселе не сталкивался. Соседи понимали, иногда бурчали, но это только подстегивало желание продолжать. К примеру, пришлось осваивать кузнечное дело. На Ботике много кованых вещей, волей-неволей пришлось обустраивать кузню. Ее я сделал у товарища в гараже – незамысловатый горн с поддувом от советского еще пылесоса и старая наковальня ответили всем, выставленным перед ними, требованиям.


4. УСТРОЙСТВО СТАПЕЛЯ

Незаметно для всех (наверное, кроме меня) подкрались стапельные работы. Корпусные работы – это не дельные вещи. Место. Один из соседей по подъезду, давно и внимательно с пристрастием следивший за действом, предложил освоить кусок территории рядом с его автомастерской. Это промзона, за городом, но не далеко. Возжелавший дела ищет возможности, не желающий – причины. Это должно сидеть в голове, если хочешь что-то сделать. С пониманием было все в порядке). Мне досталась свалка. В буквальном смысле, - годами не тронутый бетон, груды автомобильной жести, в общем много еще чего, смотреть на что не очень хочется. Мне требовалось рабочее пространство, прикрытое от непогоды, и я его сделал.



5. СТРОИТЕЛЬСТВО КОРПУСА СУДНА

Работа началась. Описывать это трудно, но я постараюсь коротко. Не передать, когда своими же руками оживляешь свой же проект! Линии на бумаге начинают обретать формы в пространстве, шаг за шагом проявляется масштаб и дух захватывает от мысли, что вот так же, лет эдак 300 с лишним назад, бородатые англичане (может с элем, может без) тесали досочку топором, так же вымеряли плавность линий и ведь наверняка думали – а как на воду? Как пойдет он? Ладно ли? Эта сопричастность, сопереживание, связь если хотите, никогда не отпускает, окружающее теряет значимость и остается только радость от возможности прикоснуться к этому!

Четыре летних сезона занял корпус.

Осенью этого года стапельные работы, без мелочи, завершены.









Описанное выше можно считать ответом на второй вопрос – Как это воплотить? Много сделано, но работа не окончена. В зиму уйду с такелажными работами, парусами и мелкими доделками по снабжению.

В этом месте я хочу обратиться к вам с просьбой о поддержке.

Много воды утекло от начала проекта. В работе было достаточно ситуаций, которые «проверяли на прочность», было немало вопросов, которые приходилось решать быстро, без провалов. Я справлялся. Я и сейчас справляюсь, но привык смотреть на вещи без «очков» и трезво оценивать свои силы.

С парусным вооружением без вашей поддержки мне не обойтись. Я имею ввиду – с добротным, из хороших материалов, аутентично выполненным парусным вооружением. Предварительные договоренности о размещении такого заказа есть, проведены консультации и оговорены общие требования к изделию.

Деньги нужны для оплаты парусной ткани и оплаты работ по пошиву из нее парусов.



О ПАРУСАХ

«Св. Николай» несет на себе три паруса. Самый большой и главный – это грот. Правильно его назвать – Гафельный грот – четырехугольный парус. Ставится он в продольной плоскости судна, верхняя его шкаторина крепится к гафелю, нижняя к гику, а мачтовая – к мачте. Гафель и гик могут обращаться вокруг мачты своими пятками поэтому и парус можно поставить в любом удачном положении. Второй и третий паруса – так называемые Косые паруса. Это Стаксель и Кливер. Они имеют треугольную форму и ставятся в носовой части судна. Общая парусность составляет 15,1 м. кв. – это готовых парусов, материала потребуется естественно больше.



Ниже несколько снимков со стапельных работ и ответ на третий, пожалуй, главный вопрос - Что впереди?


6. ЧТО ВПЕРЕДИ?

Все «строительные» годы я готовлюсь к экспедиции. Собран большой объем материала, относящегося к старому Морскому Мангазейскому ходу. Этим путем поморы ходили в Сибирь, в Мангазею. Маршрут не простой, с переволоками на озерах Ямала и Каниного Носа, но от этого еще более увлекающий повторить его. Пусть не Кочем, пусть прибрежным ходом, не теряя береговой линии, но – повторить. Подготовка к переходу – это большая и серьезная работа, требующая и времени, и постоянного внимания. Пока справляюсь. Есть несколько проработанных маршрутов с разбивкой по навигациям. Команда предполагает, кроме меня, еще четыре человека.

Отдельными словами хочется упомянуть Томский клуб «Странник». Я очень давно знаком с директором этой организации, - он с ребятами строит маленькие лодочки, ходят на них, каждое лето у них Лагерь на нашей реке (Томь). Очень надеюсь, что Ботик Петра станет отличным учебным судном, ведь у него будет все что позволит рассказать, показать и попробовать об интереснейшем деле – истории становления Флота Российского.

Поддержите мой проект!







Последнее

Проект некоммерческий. По-русски, - я не думаю заработать на этом деньги ни в какой форме. Скорее наоборот. Все работы финансируются из личного бюджета – это заметно по времени исполнения). При этом, проект открыт - буду рад любому участию. На сайте есть отдельный раздел «поддержка проекта», в котором представлена вся информация о текущих потребностях и о людях, кто своим трудом, так или иначе оказывал содействие в разное время на разных участках работ. В любом случае - Спасибо Вам уже за то, что Вы читаете эти строки.

Проект посвящен всем, кто неравнодушен к истории Флота Российского, кто мечтает о море и парусах.

Всем, кто готов к труду и свежему ветру.

Моей дочери Александре.
С нами Бог и Андреевский флаг


КОНТАКТЫ

Официальный сайт проекта:
www.peters1boat.ru
Проект в соц. сети: https://www.facebook.com/alexander.boytsov.project/
По любому вопросу мне можно написать на адрес: peters1boat@inbox.ru
Я с удовольствием всем отвечу.



ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ



Записи из этого журнала по тегу «невероятно!»


  • 1
Когда был в ленинградском музее флота (тогда еще) удивили четыре маленьких пушечки, стоящие по бортам бота.
И еще, проходя мимо лютеранской церкви Св. Марии в Ульяновске, вспоминаю, что бот находился здесь в эвакуации в 1941-46 гг.





  • 1
?

Log in